Все про LiPo аккумуляторы: зарядка, эксплуатация, хранение

В настоящий момент литий-полимерные аккумуляторы (Li-Po) используются повсеместно (в том числе и моделистами) так как:

  • они способны отдавать очень большие токи по сравнению с другими типами аккумулятором (в десятки раз выше чем, например, никель-металл-гидридные, такие, как Ni-Cd или Ni-Mh);
  • отсутствует эффект «памяти» аккумулятора, возможно длительное хранение - за год хранения они теряют не более 10% емкости;
  • позволяют осуществить большое количество циклов заряда-разряда без существенной потери емкости;
  • обладают достаточно неплохим соотношением масса/емкость/токоотдача;
это делает их незаменимыми в ряде случаев.

К недостаткам следует отнести:
  • этот тип аккумуляторов очень легко повредить (деформировать или проколоть), что ведет к возгоранию;
  • при эксплуатации на холоде может внезапно “просесть” напряжение, нужно очень внимательно за этим следить;
  • относительно высокая стоимость.

Общие понятия
  1. Рассмотрим маркировку Li-Po аккумуляторов:

Итак, первое, на что стоит обратить внимание, это надпись 3S1P 11,1V (цифра 1).
Это означает, что в этом аккумуляторе 3 ячейки подключены последовательно.
Если обозначение 3S2P, это означает две группы по 3, подключенных последовательно, ячейки, подключенные параллельно. Звучит как-то сложно, но это не так=)
Пояснение на картинке ниже:

Напряжение одной ячейки («банки») условно принимается как 3,7V, отсюда напряжение «трехбаночного» аккумулятора – 11,1V. На самом деле напряжение полностью заряженной ячейки 4,2V, то есть аккумулятор (акб) 3S, полностью заряженный, имеет напряжение 12,6V.

Минимальное напряжение на ячейке, ниже которого разряжать аккумулятор нельзя – 2,8V. На самом деле, лучше не опускать напряжение ниже 3,3V на ячейку, поскольку дальше начинаются процессы отложения солей, что ведет к необратимой деградации аккумулятора.
В случае, если идет использование акб на борту коптера, ниже, чем 3,5V на банку опускать не стоит, а в холодное время года не ниже 3,7V.  Выяснено экспериментально, в процессе ни один коптер не пострадал=)
 
  2. Итак, едем дальше. Токоотдача (цифра 2):
Как считается токоотдача: мы умножаем число «C» на емкость в Ah. В нашем случае 25С*2,2Ah (2200mAh переводим в Ah). Получаем 25С*2,2Ah=55A, то есть это аккумулятор способен отдавать 55 Ампер продолжительное время. Реально рекомендуется брать хотя бы 20% запас по току, то есть этот акб использовать с нагрузкой, потребляющей не более 44А в долговременном режиме. Некоторые производители кроме основной токоотдачи указывают пиковое значение «C», которое способен выдержать аккумулятор.
 
  3. Ну и третий параметр это емкость. Измеряется в миллиампер часах или ампер часах (в нашем случае емкость акб 2200 миллиампер часов или 2,2 ампер часа).В переводе на русский это означает, что при подключении нагрузки, потребляющей 2,2А, акб полностью разрядится за 1 час.

Зарядка Li-Po аккумуляторов

Для зарядки Li-Po аккумуляторов рекомендуется использовать специализированные зарядные устройства, например такие:

Вариант попроще (умеет заряжать с балансировкой только 2S и 3S аккумуляторы, небольшими токами и только Li-Po): https://goo.gl/o9J23t
Вариант покруче (умеет заряжать с балансировкой аккумуляторы 2S-6S, плюс Ni-Cd, Ni-Mh акб): https://goo.gl/gJdAET

Если производитель не дает на эту тему спец рекомендаций, аккумуляторы рекомендуется заряжать током, не превышающим 1C. В нашем случае, это 2,2Ah*1C=2,2A, то есть этот аккум рекомендуется заряжать током не более 2,2 Ампер. Опять же, в реальности, чем меньше зарядные и разрядные токи, тем дольше будет жить аккумулятор.

В инструкции к зарядному устройству можно прочитать о зарядке с балансировкой. Рекомендуется всегда заряжать аккумулятор только так, это исключает вариант разбалансировки ячеек (общее напряжение на нашем акб может быть 12,6V, но, при этом, на первой банке будет 4V, на второй 4,2V, а на третьей 4,4V). При перезаряде даже одной ячейки аккумулятор может загореться и даже взорваться, именно поэтому и рекомендуется ВСЕГДА проводить зарядку с балансировкой.

Зарядку Li-Po аккумуляторов следует производить только под присмотром и в емкости, которая не горит! Самый лучший вариант – использование несгораемых пакетов для хранения и зарядки, например таких:
https://goo.gl/d6jmSz | ​https://goo.gl/cSd3C3​​​
https://goo.gl/K8kUW7

Кроме того, если акб только после полета – ему нужно дать остыть!

Разрядка Li-Po аккумуляторов/хранение Li-Po аккумуляторов

Как посчитать максимальный ток, которым можно разряжать аккумулятор, мы уже обсудили.
Теперь пойдут общие рекомендации по эксплуатации акб, особенно на коптерах (т.к. там обычно очень большие токи):

  • Перед полетом нужно проверить не только общее напряжение на акб, но и напряжение на каждой банке (во избежание разбалансировки), сделать это можно мультиметром или, что более удобно, спец девайсом типа этих:
  • Если полет проходит в холодное время года (особенно при отрицательных температурах), аккумулятор нужно ставить теплым (например, подогреть его в машине)
  • В холодное время года не следует разряжать акб менее чем до 3,7V на ячейку
  • Если в полете аккумулятор нагрелся, не следует его заряжать сразу после полета, нужно дать ему полностью остыть и только потом ставить на зарядку
  • В случае если планируется долгое время не эксплуатировать акб, хранить его нужно в полузаряженном состоянии (напряжение около 3,7-3,8V на ячейку), это так называемый режим хранения. Зарядные устройства (ссылки были выше) умеют вводить акб в режим хранения, так называемый «STORAGE»

Комментарии 2

  1. Дима
    Дима от 5 июля 2018 15:38
    Вот это мне больше всего понравилось
    "В случае если планируется долгое время не эксплуатировать акб, хранить его нужно в полузаряженном состоянии (напряжение около 2,7-2,8V на ячейку)"
    И хана вашему аккуму.  Хранить надо при 3.7-3.8В и желательно в холодильнике при +3 +4град (не ниже!) . Исправьте опечатку, а то закидают этими аккумуляторами, больно ж будет.
    1. legion от 24 июля 2018 11:35
      Спасибо, действительно опечатался. Про холодильник - спорный вопрос, не у всех такая температура в холодильнике, особенно у стенок. Так можно и угробить акк.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.